Псалом 116 известен как самая короткая глава не только в Псалтири, но и во всей Библии. Он содержит всего два стиха. Несмотря на краткость, толкуется богословами наравне с более продолжительными главами Священного Писания. Также используется в богослужениях – не только в православии, но и в других христианских конфессиях.
Псалом 116 – текст на русском
1. Славьте Господа, все народы!
Пойте хвалу Ему, все люди!
2. Потому что велика Его милость к нам
и истина Его навеки.
Аллилуйя!
(Псалтирь 116:1,2)
Текст на украинском
1. Хваліть Господа, всі племена, прославляйте Його, всі народи,
2. бо зміцнилось Його милосердя над нами, а правда Господня навіки! Алілуя!
(Псалми 116:1,2)
Общее содержание
Известен по начальным строкам на латыни (Laudate Dominum omnes gentes). В церковнославянском варианте это звучит как “Хвалите Господа, вси языцы” (то есть – все народы мира). По вступительному слову – Аллилуйя – можно понять, что этот псалом хвалебный. Западный богослов Исаак Уоттс составил краткое переложение самой сути:
- Все, живущие под небом, восхвалите Творца.
- Искупителя следует воспевать на всех языках, которые есть на земле.
- Господь, Твои милости вечны; истина Твоего слова тоже вечна.
- От берега до берега будет звучать хвала,
- До тех пор, пока солнце не встанет,
- Чтобы больше не заходить никогда.
Российские богословы согласны с тем, что Псалом 116 иносказательно говорит о Христе. Пророческие строки предсказывают, как служение Господа изменит мир после второго пришествия. Тогда апостолы станут произносить свое свидетельство в каждом уголке Вселенной.
Толкование 116 псалма
Данную главу Псалтири цитировал Апостол Павел, в своем послании к Римлянам. Римляне были язычниками в то время, а Павел очень точно уловил общее настроение пророческих строк. Они говорят о том, что язычники также призваны к тому, чтобы разделить вместе с избранным народов милость Мессии. Он сошел на землю не только для исполнения обещаний, но и спасти всех, кто еще не знаком с Богом.
По словам Ивана Лопухина, известного русского богослова, Псалом 116 является продолжением двух предыдущих:
- Псалом 114 – личное обращение царя Господу;
- Псалом 115 – благодарение в присутствии евреев.
Ранее автор приносит благодарности и хвалы от лица своих соотечественников, израильтян. Устами псалмопевца звучит приглашение ко всем земным племенам – царь предлагает прославить Владыку вселенной. Обращение к язычникам, не знающим Иегову, истинного Бога, свидетельствует о глубокой вере Давида.
Давид часто использует слова хесед (милость) и емет (истина, верность). Эти эпитеты относятся к Имммануилу. Пророк очень ясно видел, как Господь действует в мире. Племена, поклоняющиеся ложным богам, рано или поздно должны от них отвернуться. Вопрос лишь в том, когда придет это благословенное время, но для Давида не было сомнений в том, что оно наступит. И своим обращением он пытается ускорить его приход.
Христологичность Псалмов
Во многих текстах – неважно, на русском языке, английском или славянском – пророки говорили о Христе. Конечно, в каждом библейском стихе имеется и буквальный смысл, и таинственный. Вся Библия так или иначе говорит о Пришествии Сына Божия.
В первом стихе заключается глубокий смысл. Удивительным образом пророк предвидит события, которые произойдут через много столетий после его смерти. Пришел Спаситель, начал проповедовать, совершил множество чудес. Он пострадал и принял смерть, принес Себя в жертву, затем произошло Воскресение. Тогда, явившись апостолам в день Пятидесятницы, Он дал им великое поручение: идти до краев земли и нести Евангелие.
- Сегодня вряд ли найдется человек, ни разу не державший Библию в руках. Новый Завет переведен на множество языков, он доступен для изучения даже тем людям, которые исповедуют другие религии. Именно к ним и обращал свой призыв царь Давид.
За что пророк предлагает хвалить Господа? За то, что Он сотворил в нашей жизни – за избавление от бремени греха и вечной смерти, за возможность соединиться со Христом, за то, что райские врата вновь открыты для верующих. Иисус сошел в наш мир для того, чтобы его обитатели смогли подняться на небо. Через крестную жертву Иисуса люди могут совершить это восхождение, ибо Он взял на себя бремя наших грехов.
Как Христос менял мир
Вся история, описанная в Ветхом Завете, свидетельствует – человечество не в состоянии спастись самостоятельно. Мир не делался лучше, дела в нем шли все хуже и хуже. Мужчины и женщины пресыщались греховными удовольствиями, они ели, пили, предавались разврату. Жизнь без Спасителя не имеет смысла, поскольку в ней нет духовного ориентира. Библия говорит нам даже о человеческих жертвоприношениях. Так общество скатывалось все ниже и ниже.
И вот произошло воплощение Сына Божьего. Тысячи душ потянулись за Христом, ведь их души нуждались в его любви. Согласно Евангелию, около 5 тыс. человек следовало за Учителем. Все они нуждались в покаянии, очищении совести и с радостью принимали Слово. Но главное, чем покорял Иисус – это Его любовь, безграничная любовь к Своему творению. Не все смогли вместить то, зачем простой плотник невинно взошел на Голгофу. Это слишком тяжело и непонятно для многих, но даже для них есть шанс на спасение.
После Воскресения Христа многое стало меняться, хотя и не сразу. Появлялись христианские общины, затем короли принимали новую веру, появлялись святые, первые государства, основанные на вере в Бога. Нам действительно сегодня есть за что сказать “Спасибо, Господи!”:
- таинством Покаяния верующие могут очистить свою совесть;
- через Причастие принять в себя частицу Самого Господа;
- верующие имеют возможность духовно родиться от воды и Духа.
После рождения свыше личность преображается и похвала Богу становится необходимостью.
О милосердии Божием
“Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век”, – читаем мы во втором стихе. Это качество Создателя, о котором чаще всего грешники вспоминают. Потому что именно оно стало причиной того, что люди имеют возможность вернуться в небесное отечество.
Даже обычные повседневные дела превращаются в наказание, если не взять на них благословение. Можно много трудиться, но без помощи Духа Святого усилия пойдут прахом, результатов будет очень мало. Нет и духовного прогресса: не становится добрей сердце, не проявляется милосердие и любовь к ближнему.
Не знающий Господа человек вечно чем-то недоволен, агрессивен и обращает к небу жалобы. Несчастный не понимает, за что ему посылаются такие мучения. А все просто – нет в его жизни общения с Христом. Другое дело – верующий. Он все события, даже неблагоприятные, воспринимает в ином свете. Через испытания Всевышний пытается научить нас, очистить, приблизить к Себе. На самом деле Он никогда не оставляет тех, кто верен Ему. Небольшой псалом 116 учит нас очень многому.
Использование текста
Многие великие композиторы перекладывали слова псалма на свои мотивы:
- Клаудио Монтеверди написал мелодии для соло и ансамбля, арию баса.
- Антонио Вивальди использовал двустишие в вечерне на Рождество Божией Матери.
- Вольфганг Амадей Моцарт дважды обращался к тексту, для того чтобы составить Торжественные вечерни (339 и 321). В обеих получилась партия для сопрано, звучащая в медленном темпе.
На православных богослужениях текст 116 псалма читают перед тем, как хор начинает петь стихиры на “Господи, воззвах”. Иудеи используют данные строки в составе благодарственной молитвы, выражающей хвалу Творцу.