В еврейской Торе, латинской и славянской Библии авторство Псалма 101 не указано. Существует несколько вариантов – одни исследователи считают, что его написал царь Давид, другие приписывают эту главу Псалтири пророку Неемии или Даниилу. Они придерживаются мнения, что псалом написан во времена вавилонского пленения, поскольку в нем говорится о разрушенном Иерусалиме и пустой Скинии (священное место для иудеев и христиан).
Текст псалма 101 на русском
В данном тексте 29 строф. Хотя автор не указан, но есть надписание – эта молитва составлена в период сильного уныния, когда человек изливает свои жалобы перед Богом. Поэтому несложно понять, для чего читают 101-й псалом – с его помощью можно получить утешение в скорбях. У современных людей благоустроенная жизнь, но во все времена духовные проблемы одни и те же. Человек часто теряет связь с Господом, в этом и корень всех его бед. В таком случае первое средство – чтение Священного Писания.
Автор несколько раз меняет тему – после рассказа о своих страданиях, переходит к восхвалению Творца, говорит о Божьей любви к избранному народу (в наше время к нему относятся все верующие в Христа). Он выражает уверенность в том, что Господь всегда придет на защиту верных, восстановит разрушенное, избавит от горестей тех, кто находится в тяжелом положении. Далее следует просьба продлить земные дни, поскольку их прожито еще недостаточно – лишь половина срока.
Принято читать 101-й псалом также за тех, кто облечен мирской властью. У этих людей много искушений, поэтому им особенно необходима молитвенная поддержка. Помогает также от уныния. Произносить текст можно на любом языке, дома удобней это делать на русском, поскольку в церковнославянском встречаются сложные незнакомые слова и обороты. А для полноценной молитвенной практики необходимо понимание. Механическое повторение не приносит пользы молящемуся, читайте очень внимательно:
Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое | Молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом моление своё. |
1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. | 1 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт. |
2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. | 2 Не отврати лица Твоего от меня, в день, когда я скорблю, склони ко мне ухо Твоё, в день, когда призову Тебя, скоро услышь меня. |
3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. | 3 Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли. |
4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. | 4 Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой. |
5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. | 5 От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей. |
6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. | 6 Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах. |
7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. | 7 Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле. |
8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. | 8 Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись. |
9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. | 9 Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял |
10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси. | 10 от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня. |
11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. | 11 Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох. |
12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. | 12 Но Ты, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе – в род и род. |
13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время. | 13 Ты, восстав, смилуешься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо пришло время, |
14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят. | 14 ибо возлюбили рабы Твои камни его и о прахе его жалеют. |
15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. | 15 И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей, |
16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. | 16 ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей. |
17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. | 17 Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их. |
18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. | 18 Да напишут это для рода иного, и народ созидаемый восхвалит Господа, |
19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре, | 19 ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел, |
20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, | 20 чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых, |
21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме. | 21 возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме, |
22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви. | 22 когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу. |
23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми. | 23 Обратился он к Нему на пути, в дни крепости своей: “О немногих днях моих возвести мне; |
24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. | 24 не похить меня на половине дней моих: в роде родов – годы Твои”. |
25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. | 25 В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса; |
26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся. | 26 они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. |
27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. | 27 Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся. |
28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится. | 28 Сыны рабов Твоих найдут приют, и семя их навек устроится. |
Толкование 101 псалма
Различные богословы оставляли свои комментарии к священному христианскому псалму. Изучение таких трудов весьма полезно для души, оно помогает глубже понять мысли, заложенные автором в назидательные строки. Псалом 101 можно условно разделить на три части, которые отличаются по смыслу:
- Со 2 по 12 строфы – молитва страждущего человека, который излагает свои скорби. Они не только личного характера – молящийся переживает за судьбу Христовой Церкви, что делает переживания особенно острыми.
- С 13 по 23 строфы – посвящены тем радостям, которые дает верующим Дух Святой. Эта часть сглаживает и уравновешивает страдания, о них ведется речь в первой части.
- С 24 по 29 строфы – более подробный взгляд на состояние общины верующих, пророческие стихи о Мессии.
Многие современные священники акцентируют внимание на том, что духовный результат дает только осмысленное чтение Библии. Простое “вычитывание”, независимо от количества повторов, бесполезно. Ведь псалмы – это не магические заклинания. Поэтому внимательно ознакомьтесь с толкованием 101 псалма, чтобы ваша молитва была угодна Богу.
О чем идет речь в псалме
Земная жизнь бывает полна болезненных переживаний. От этого не застрахованы даже люди праведные. Именно святым часто приходится терпеть несправедливость, гонения, унижения. Порой переносить это становится тяжело. В таком положении надо особенно постараться сделать свои прошения угодными Богу, для чего извлекать слова из самого сердца. Поскольку Бог Сам повелел искать Его, слова веры обязательно будут услышаны. Верующий может и должен проявить в молитве усердие, только при этом не забывать о смирении.
- Особо печально положение псалмопевца потому, что даже тело его находится в изнурении – плоть словно срослась с костями, сердце “высохло”, беды обжигают, подобно огню. Эти строки напоминают о том, насколько слабо человеческое тело. Стоит христианину лишь ненадолго лишиться милости Божией, оно начинает увядать.
Хотя у человека и был хлеб, он не испытывал аппетита. Скорбные мысли мешали ему получать удовольствие от приема пищи. Вся сила праведника состояла в постоянном общении с Богом. Когда прекратилось храмовое служение, остановилось принесение жертв, закончилась независимость иудейского народа, милость Бога осталось в прошлом. Вот почему жизнь лишилась смысла и радости.
Но автора Псалма 101 не слишком тревожат собственные проблемы. Больше всего его огорчает недовольство Господа. Поэтому он принимает на себя пост и горько плачет. Воспоминания о былом величии лишь делают переживания более тяжелыми. Ведь чем выше кто-то вознесен, тем больней падение. Какой урок можно извлечь из этих строк? Верующие должны видеть мудрость Божию не только в периоды радости, но и во время упадка, испытаний.
Толкование
Далее следуют истины, способные принести облегчение во время уныния. Истинные христиане способны найти радость в том, что Господь и Его красота пребывают вечно. Хотя в период написания этой библейской главы израильтяне были рабами в чужой земле, пророк говорит о будущем. В нем он видит, как Бог вновь оборачивает лицо к людям и проявляет милость к своему народу. Его взгляд вновь брошен на опустошенное святилище.
- Хотя Иерусалимский храм был полностью разрушен, остались материалы, из которых можно возвести новые стены.
- Когда Господь возвеличит Церковь, ее прежние противники уверуют.
- Иудеи, попавшие в вавилонский плен, снова обретут милость своего Владыки.
Под Сионом здесь понимается вселенская Церковь, которую оставил на земле Господь Иисус Христос после Вознесения. До явления Сына Божьего слова относились к избранному народу. Также пророчества имеют двойное значение.
Представители многих национальностей по возвращении евреев из Вавилона собрались в Иерусалиме для поклонения Иегове. Но данные слова можно отнести и к периоду обращения язычников в христианство. Пребывающие в Боге (простые верующие) могут надеяться на Его милость, а также приобщение к вечной славе Христа.