Всем известная библейская книга Псалмов написана усилиями нескольких авторов. Одним из них был Асаф. Псалом 49, вдохновенный текст которого посвящен отношениям между Богом и человеком, приписывается именно ему, также еще 12 глав Псалтири. Кто же такой Асаф, какие мысли он хотел донести до своих слушателей, составляя богодухновенные строки?
Певец и музыкант
Как и для всех ветхозаветных персонажей, Асафу очень важно его происхождение, с помощью которого иудеи могли доказать свою принадлежность к богоизбранному народу. Родословие семейства началось с Герсома. Асаф принадлежал к одному из левитских колен, являясь внуком Левия. Левиты несли службу сначала при Скинии, затем при Иерусалимском храме. Они были музыкантами, певчими либо стражами. Были у них и другие обязанности:
- обучать прихожан законам Торы;
- следить за соблюдением порядка во время богослужений;
- воспевать псалмы (чем и занимался автор псалма 49);
- играть на музыкальных инструментах;
- помогать священникам во время жертвоприношений.
Из этого видно, что Асаф был человеком, глубоко посвященным в благочестивую жизнь. Служителей содержало население, уделяя им пожертвования (десятина была для евреев священным долгом), также каждому полагался земельный надел возле одного из иудейских городов.
Асаф был современником Давида, он занимал высокое социальное положение. Руководил пением при Скинии, поэтому неудивительно, что служитель стал и автором нескольких псалмов. Его потомки упоминаются в Библии в нескольких местах – в 1 и 2 книгах Паралипоменон, Ездры, Неемии.
Псалом 49 – текст
На русском языке многим проще ознакомиться с текстом, который содержит 23 строфы.
Псалом Асафу | Псалом Асафа. |
1 Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад. | 1 Бог богов Господь заговорил и призвал землю от востока солнца до запада. |
2 От Сиона благолепие красоты Его. | 2 С Сиона благолепие красоты Его. |
3 Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. | 3 Бог явно придёт, Бог наш, и не промолчит: огонь перед Ним загорится, и вокруг Него – буря сильная. |
4 Призовет Небо свыше и землю разсудити люди Своя. | 4 Призовёт Он небо свыше и землю, рассудить народ Свой. |
5 Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. | 5 Соберите Ему святых Его, заключивших с Ним завет о жертвах. |
6 И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть. | 6 И возвестят небеса правду Его, ибо Бог – судия. |
7 Услышите, людие мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз. | 7 “Слушай, народ Мой, и скажу тебе, Израиль, – и засвидетельствую тебе. Я Бог, твой Бог; |
8 Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же Твоя предо Мною суть выну. | 8 не за жертвы твои обличу тебя: ибо всесожжения твои всегда предо Мною. |
9 Не прииму от дому Твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов. | 9 Не приму из дома твоего тельцов, ни из стад твоих – козлов. |
10 Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. | 10 Ибо Мои все звери в лесу, скот на горах и волы. |
11 Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть. | 11 Я знаю всех птиц небесных, и красота поля – со Мною. |
12 Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. | 12 Если бы был Я голоден, не сказал бы тебе: ведь Моя вселенная, и что наполняет её. |
13 Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию? | 13 Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов? |
14 Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя. | 14 Принеси Богу жертву хвалы, и воздай Всевышнему обеты твои, |
15 И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. | 15 и призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня”. |
16 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? | 16 Грешнику же сказал Бог: “Для чего ты проповедуешь повеления Мои и принимаешь завет Мой устами твоими? |
17 Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять. | 17 Ты же возненавидел наставление и отбросил слова Мои назад! |
18 Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. | 18 Если видел вора, бежал вместе с ним, и с прелюбодеем долю свою разделял; |
19 Уста Твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. | 19 уста твои умножили злобу, и язык твой сплетал коварство. |
20 Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн. | 20 Сидел и клеветал на брата твоего, и на сына матери твоей наводил соблазн. |
21 Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи Твоя. | 21 Ты это сделал, и Я промолчал; ты помыслил беззаконие, что Я буду тебе подобен. Обличу тебя и представлю пред лицо твоё грехи твои”. |
22 Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй. | 22 Уразумейте же это, забывающие Бога, чтобы Он вас не похитил, и не будет избавителя. |
23 Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое. | 23 “Жертва хвалы прославит Меня, и там путь, на котором явлю ему спасение Моё”. |
С первых строк становится понятно, что эти строки носят не молитвенный, а скорей поучительный характер. Хотя в первых предложениях описывается Господь, Он предстает перед слушателем не милосердным, а грозным, пожирающим огонь, вызывающим бури и вершащим суд над людьми. Данная глава Псалтири не прославляет, а порицает и предостерегает верующих от страшных ошибок.
После краткого вступления, уже в 7 строке начинается повествование от лица Самого Бога, который обращается к Израилю – то есть к Своему народу. Его высокая цель состояла в служении Иегове, передаче истинной веры своим потомкам. Господь порицает жертвоприношение, которым нерадивые верующие пытаются от Него откупиться.
Грозный Создатель ведет диалог с чадами, задавая им различные вопросы. Он фокусирует внимание верующих на сути жертвоприношений. Разве великому Богу необходимо мясо и кровь жертвенных козлов и быков? Разве ему нужно есть и пить, как слабому человеческому существу? Ответ очевиден – конечно, нет. Принесение даров лишь внешний символ покорности, но на самом деле ее нет в сердцах. Более точно разобраться с тем, какой смысл вложен в строки Священного Писания, подскажет богословское толкование.
Смысл 49 псалма
Автор обличает людей, которые считают себя чадами Церкви. По его мнению, их религия стала чисто ритуальной, в ущерб истинному благочестию. Верующим необходимо найти правильную дорогу к спасению. Библейская глава несет в себе две основные мысли:
- Порицает иудеев, которым казалось вполне достаточно плотского поклонения, совершения обрядов. В молитве и прославлении они утеряли свое прежнее рвение.
- Исполняет пророческую роль. Предрекает упразднение церемониальной стороны в пользу поклонения духовного, которое установит будущий Мессия.
Верующие видят картину грядущего Великого Суда, поэтому здесь Христос выступает как строгий вершитель судеб. Рассмотрим, как разворачивается повествование:
- 1-6 строки – прославление Владыки, который дал Закон и теперь собирается осуществить Страшный Суд.
- 7-15 – указание верующим на то, чтобы они сменили свои жертвоприношения на молитвы.
- 15 – 20 – Господь порицает тех, кто живет игнорируя Его заповеди, пребывает в лицемерии.
- 21-23 – Подобный образ жизни строго порицается, Бог предостерегает остальных от таких же ошибок.
Читая данный псалом, каждый верующий должен проверять себя, свое поведение. Не относятся ли и к нему данные строки?
Прославление Господа
Наступит день, когда Бог перестанет проявлять терпение, Он строго спросит о том, как соблюдался Его Закон. Его появление будет заметно всем на Земле – грешники устрашатся, поскольку Христос сведет с небес огонь, как сказано в Евангелии от Луки. Затем Спаситель призовет к Себе святых. Это будут праведники, которых Он решил избавить от вечного осуждения. Только те, кто принял крестную жертву Спасителя, войдут в Его небесное царство.
Осуждение церемониальности
Религиозность не должна заключаться лишь в соблюдении обрядов. Они нужны, но их недостаточно, обряды не представляют ценности в глазах Господа, если при этом сердце человека лишено истинной веры.
Иудеи очень гордились своими жертвоприношениями, они считали, что таким образом полностью откупились от Бога. Владыка небес в Псалме 49 напоминает всем, что Ему нет нужды поддерживать свое существование при помощи поедания мяса жертвенных животных. Создатель хочет видеть в людях послушание и любовь к ближнему, что является самым ценным подношением. Только оно свидетельствует о глубокой вере.
Истинное поклонение Господу
Христианские богословы усматривают в этих строках также указание на упразднение жертвоприношений как таковых. Когда придет Христос, верующие больше не будут возлагать на алтарь всесожжений животных. Господь учредил ветхозаветный порядок с другой целью – оно являлось прообразом великой крестной жертвы Спасителя. Только так было возможно искупить человеческие грехи.
Толкование помогло разобраться, для чего христиане читают псалом 49 – воспевая эти строки, они предостерегают своих братьев и сестер по вере. Урок, который Святой Дух вложил в эти строки, состоит в следующем: нельзя чрезмерно увлекается ритуалами в ущерб настоящему благочестию. А оно заключается в любви к Господу и ближнему.