Есть такие молитвы, которые читаются только в определенные периоды церковного календаря. Например, “Господи и Владыко живота моего” – эти торжественные слова звучат под сводами храмов только в период Великого поста.
История
Авторство глубокого по смыслу текста приписывают Ефрему Сирину. Учитель церкви жил в 3 веке, родом был из Сирии (отсюда его прозвище). Был очень хорошо образован, сочинения его читались уже тогда в храмах как назидание верующим. Святой оставил после себя не только толкование на Библию, но и составлял молитвы. На русский язык переведена лишь малая часть его трудов. Особое место в творчестве подвижника веры занимала духовная поэзия, из которой составлялись целые сборники духовных песен.
Об этой молитве сам Александр Пушкин написал одно из своих стихотворений. Она подкрепляла духовные силы поэта и будила в нем духовные силы. Такова сила воздействия покаяния, которое вложено в слова великим подвижником христианства.
Когда читается
Молитва “Господи и Владыко живота моего” произносится со вторника по пятницу, вплоть до наступления среды перед Пасхой. Текст ее довольно короткий, но чтение в храме сопровождается земными и поясными поклонами. Поэтому новоначальным христианам она может показаться утомительной. Но телесное поклонение имеет целью смягчить жестокие сердца людей, а совмещение с великими словами усиливает это действие.
Что же особенного в этих словах? В очень краткой, даже сжатой, форме автору удалось собрать достоинства покаяния, обозначить духовные идеалы.
Текст молитвы
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Грехи, против которых помогает молитва
- Лень, небрежение, бесцельное времяпровождение – христианам следует избегать пассивности, они должны стремиться к созиданию, духовному восхождению. А это возможно только в том случае, когда человек ясно видит цель своей жизни. Глубокий же смысл существования можно обрести только через веру, победив свой цинизм.
- Уныние – один из самых опасных грехов, является следствием праздности. Находясь в его власти, человек перестает воспринимать все хорошее, видит вокруг только черные оттенки. Надо понимать, что это козни дьявола, который стремиться отрезать душу человека от света Божия.
- Любоначалие – стремление к власти над другими (здесь не имеются в виду должности). Молитва “Господи и Владыко живота моего” рассматривает этапы духовного падения. Следующий шаг – желание решать свои проблемы за счет других. Более того – человеческое “Я” вытесняет Бога из всех сфер жизни. Так духовное умирание распространяется на окружающих. Человек, лишенный морального стержня смотрит на окружающих лишь как на средство достижения собственных эгоистичных устремлений.
- Празднословие – великий дар речи многие используют безответственно. А ведь именно он роднит нас с Господом. Словом можно исцелить или уничтожить ближнего, дать ему надежду или ввергнуть в соблазн. Язык может быть как источником спасения, так и великого осуждения для человека, ведь с уст слетает то, что рождается в душе – об этом предупреждал Христос.
Положительные качества
Молитва Ефрема Сирина называет и средства, которыми можно победить все эти недостатки.
- Целомудрие – не только плотская чистота, как думают многие. Это целостность души, которая указывает человеку его высшее предназначение.
- Смирение – важная добродетель, которая позволяет увидеть собственные грехи. Без нее невозможно начать жить так, как хочет Бог – потому что не обладая смирением, нельзя услышать Его голос в своей душе.
- Терпение – результат того, что человек начинает видеть самую суть вещей. Не стоит путать ее с презрением, которое возносит своего обладателя над всеми вокруг. Терпение ценит и уважает каждое Божье создание.
Вот какая глубина заложена в этой короткой молитве. И о самом опасном грехе предупреждает верующих монах, написавший слова “Господи и Владыко живота моего”. Получив возможность видеть свои недостатки, человек может увидеть и грехи своих братьев. Здесь подстерегает опасность возгордиться, начать указывать окружающим на их проступки. Так верующий впадает в гордыню.
Такое “прозрение” не будет стоить ничего в глазах Творца. Ведь под маской смирения таится осуждение, от которого предостерегали многие великие отцы Церкви – это опасный духовный недуг.
Великие слова молитвы хорошо очищают душу, напоминают человеку о его греховности и о том, что цель жизни лежит за пределами видимого мира.