Первые года жизни Иисуса Христа не описываются подробно в Священном Писании. Верующим повествуют лишь про обстоятельства Его рождения. Затем сцена из отрочества, и вот – перед читателем уже взрослый мужчина 33 лет. Но ведь Сын Божий вырос среди людей, в семье, состоящей из матери и отца.
Именно они изображены на иконе “Святое семейство”, которая в последнее время становится все более известной. Как правильно к ней относится, можно молиться возле нее или нет?
Каноничность
Многие сегодня привозят данный образ из поездки в Святую Землю. Но не стоит забывать, что там собрано огромное количество деноминаций, а само государство Израиль вовсе не является христианским (христиан там лишь 2% населения). На самом деле местные жители вряд ли разбираются в православной культуре, поэтому продавать могут что угодно – лишь бы пользовалось спросом.
Поэтому прежде чем внести в дом новое изображение, необходимо хорошо подумать. Икона “Святое семейство” не является канонической, то есть официально не признается РПЦ. Строго говоря, это скорей религиозная живопись, а не икона в полноценном богословском смысле. Как выглядит картина и каково ее значение? Что смущает рьяных поборников чистоты православия, ведь на вид икона похожа на многие другие?
Молитва иконе Святое Семейство
«О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града и святаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует: грешником — вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим — совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни — исцеление и укрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Композиция
На “образе” присутствуют Дева Мария, обручник Иосиф и Младенец Иисус. Здесь продемонстрированы явно близкие отношения Марии с ее мужем – Иосиф обнимает жену за плечи, головы их склоняются друг к другу. Фигуры взрослых служат как бы обрамлением для маленького Христа.
Спаситель написан вроде бы традиционно – делает благословляющий жест правой рукой. Но левая стремится соединиться с ладонями родителей. Весьма нехарактерное расположение рук, а ведь в православной иконописной традиции важно не только соотношение фигур, жесты, направление взгляда, но даже оттенки цветов.
Обычно в левой руке Господь держит Книгу или свиток, эти предметы указывают на Священное Писание. А здесь получается, что Его жизнь замыкается на пребывании среди родственников.
Многим также не дает покоя тот факт, что по ортодоксальным верованиям Мария и Иосиф были в браке лишь формально. Просто Богородица уже достигла того возраста, когда в Израиле было принято выходить замуж. Поэтому ей был найден достойный покровитель, готовый ввести девушку в свой дом и заботиться о ней. Согласно православной традиции, Иосиф был вдовцом преклонных лет. Его задачей было охранять целомудрие девицы, а затем и заботиться о Божьем Сыне.
Трактовка образа
По мнению же простого люда, данная икона имеет важное значение как покровительница семейного очага. В чем помогает образ? Найти мужа или жену, сохранить любовь и верность между ними. Даже на свадьбу молодым стали дарить “Святое семейство”, хотя традиционно нужен образ Господа (Спас Нерукотворный) и Богородицы (обычно это “Казанская).
На самом деле в православии уже есть аналогичная икона, под названием “Три радости”. Она выполнена в итальянской манере, является чудотворной, имеет собственную интересную историю почитания. Но самое главное – в ней соблюдены все каноны. Так стоит ли выдумывать новые святыни, когда их итак достаточно?
Святой хранитель
Традиция изображения маленького Христа в окружении родителей родом из западного искусства. Такой сюжет можно часто увидеть на работах средневековых мастеров. Есть также много картин, где Иосиф нарисован вместе со Христом – как младенцем, так и отроком. Например, на полотне Г. Рени убеленный сединами старец держит малыша, который играет его бородой.
Весьма почитается святой Иосиф в католичестве. Там существует даже два праздника, посвященных старцу. Вспоминается его трудолюбие, терпение и смирение. Насколько достойным должен быть человек, чтобы беседовать с Ангелом? Такое случалось далеко не со всеми земными праведниками. Святое семейство действительно заслуживает всяческого уважения.
Считается, что земной отец Иисуса умер вскоре после похода в Иерусалим, который описан в Евангелии. Более подробно о жизни святого повествуется в апокрифической (непризнанной) Книге Иосифа Плотника. Специалисты относят ее к 5 веку.
Как относиться?
Можно ли держать в доме неканоническое изображение? Зависит, скорей, от отношения к нему. Надо помнить о первой заповеди – ничто не должно заслонять собой от человека Господа. Только Ему христианин может поклоняться и служить. Если образ вызывает смущение – лучше не держать его в квартире, а о своих сомнениях поведать на исповеди священнику.
Некоторые батюшки говорят, что можно молиться перед иконой “Святое семейство”, если иметь к ней правильное отношение. В любом случае, лучше посоветоваться с духовником. В православии достаточно святынь, которые не омрачают разум и душу, поэтому специально выискивать сомнительные новинки не следует. Храни вас Бог!