Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» не очень часто встречается сегодня в российских храмах. Но всех кто его видит, образ, с первого взгляда, привлекает своей неземной чистотой и нежностью. Его главная особенность – изображение Девы Марии, держащей на одной руке Богомладенца, а во второй – прекрасный цветок. Чаще всего это бывает белая лилия.
По преданию, когда-то именно ее вручил Архангел Гавриил Богородице в знак благой вести о том, что она станет Матерью самого Бога. Этот цветок имеет важнейшее значение в символике иконы «Неувядаемый цвет», обозначая собой глубокую духовную чистоту Божией Матери, которая была поставлена Господом выше даже бесплотных Ангелов.
История возникновения и символика иконы
Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» или, согласно второму названию, «Благоухающий цвет» впервые появилась в 17 веке в Греции. Ее необычный облик возник как воплощение в красках слов Акафиста – читаемого в честь Богородицы торжественного песнопения. В нем Пречистая Дева называется «корнем девства и неувядаемым цветом чистоты».
На возникновение иконы «Неувядаемый цвет» повлияла традиция написания православной иконы «Похвала Богородице», самый ранний русский список которой относится к 14 веку. Это была первая икона, созданная на основе древнейшего акафиста, посвященного Божией Матери.
Поводом к его созданию стало чудесное избавление Константинополя посредничеством Богородицы от вражеского нашествия. На иконе Пророки, говорившие когда-то о рождении Девы Марии, написаны с теми символами, которые служили ее прообразом. Так Пророк Аарон держит жезл, на верхней части которого можно увидеть чудесный цветок.
Такое изображение связано с древним преданием Церкви. Оно гласит, что когда-то Богом, через пророка Моисея, было определено быть ветхозаветными священнослужителями только потомкам рода Аарона. Но позднее, представители других родов стали протестовать, тоже претендуя на честь священства. Тогда, чтобы прекратить распри, было решено получить ответ свыше. Для этого жезлы представителей двенадцати колен еврейского народа были оставлены в иудейском храме.
Через некоторое время обнаружилось, что одиннадцать жезлов остались без изменений. А вот на жезле потомков Левия, на котором было написано имя его внука – Аарона, появились цветок миндаля. Более того, он не засыхал и, позднее, произвел плод. Это явление окончательно уверило всех в избранности рода, служившего в храме Иерусалима.
В христианской традиции чудо с жезлом Аарона рассматривается следующим образом. Сам жезл, процветший благоуханным цветком – это символ чистой и непорочной Девы Марии. А плод, который появился на нем – Спаситель мира Иисус Христос. Поэтому на иконе «Похвала Богородице» иногда стали изображать Божию Матерь с цветочной веткой в руках.
Таким образом, авторы иконы «Неувядаемый цвет», заимствовав такой вариант изображения, выделили его в самостоятельный иконописный сюжет. На его развитие оказал влияние и процесс буквального воплощения в христианской живописи слов различных богослужебных книг и песнопений, особенно благодарственного канона Иосифа Песнописца, написанного в 9 веке. В них облик Богородицы показан прообразами-символами:
- источником, дарующим жизнь;
- лилией;
- звездой;
- розой;
- солнцем;
- оливковой ветвью;
- прекрасным садом и многими другими.
Почти все эти значения, несколько ранее, стали отображаться и в католической живописи. 15-16 века – это время появления там особых композиций в виде аллегорий под названием «Concepcio immaculata», что значит “Непорочное зачатие”, которые в виде гравюр стали входить в молитвенные сборники. Вероятно, эти гравюры оказали влияние и на возникновение греческого варианта иконы «Неувядаемый цвет».
Разнообразие образов иконы «Неувядаемый цвет»
Считается, что первая такая икона, скорее всего, была написана в Константинополе. Затем, несмотря на турецкое иго, в Греции стали появляться все новые и новые ее варианты. Особенно она почиталась в Салониках. Один из списков иконы «Неувядаемый цвет» был создан на Афоне и, примерно в конце 17 века, привезен в Россию.
В 18 веке и в Греции и в России возникает множество других вариантов иконы, отличных от первого изображения. Это столетие, известное любовью к парадности и многофигурности, наградило образ большим количеством новых деталей. На головах у Христа и его Матери появляются венцы или короны. Цветком чистоты не редко становится роза, появляющаяся в руках и у Богомладенца.
Иногда изящные ветки или даже целые гирлянды из цветов изображаются вокруг фигуры Богородицы, помещаются в красивые вазоны, превращаются в постаменты.
Очень часто Дева Мария держит скипетр, покрытый прекраснейшими цветами. Вокруг нее появляется множество символов: свеча, райское дерево, кадило, лестница, ведущая с земли на небо, царские палаты, луна и так далее. Они как бы наглядно демонстрируют чувства преклонения и похвалы, заключенные в словах христианской гимнографии.
Здесь мы видим некоторое влияние католической традиции с её пышностью форм и любовью к деталям, что не было изначально характерно для православной иконописи.
Списки иконы “Неувядаемый Цвет” прославленные в России
Московские святыни
В дореволюционной России известно несколько чтимых списков иконы “Неувядаемый Цвет”. Один из самых древних хранился в Алексеевском монастыре города Москвы. Это была первая в городе обитель, предназначенная для незамужних девушек. Поэтому икона здесь оказалась на своем месте, ведь одной из главных просьб, с которыми обращаются к этому образу, является молитва о сохранении чистоты души и тела.
Алексеевский список, видимо, был привезен в Россию в конце 17 века, так как известна его копия, сделанная в 1691 году. Он существенно отличался от распространенного сейчас образа. Богомладенец на нем стоял в полный рост, опираясь согнутой ручкой на плечо Девы Марии. Правую же руку Божией Матери обвивала лента, на которой было выведено название иконы. Красивая цветочная ветвь помещалась на престоле, в особом кувшине.
Другой известный московский список иконы находился в Успенском храме на Могильцах. На нем Христос, поддерживаемый Богоматерью, стоит на прекрасном цветке, произрастающим из нижней части образа. В руке у Богородицы белая лилия, а над головой – Ангелы, венчающие ее царским венцом. Этот храм, возведенный в самом центре столицы, упоминается в произведениях русских классиков: Л.Толстого, Ф. Достоевского и А. Грибоедова. Сегодня он снова возрожден, но чудотворная икона пропала при Советской власти, и сейчас в церкви появился ее современный список.
Чудотворные иконы из глубинки
Российская провинция тоже не была оставлена без чудесного образа. В небольшом монастыре городка Кадом, Рязанской губернии, прославился особый список. На нем возле главы Христа можно было увидеть поясное изображение Иоанна Предтечи.
История иконы необычна. Она была принесена в дар монастырю семьей Богдановых. Глава семейства привез образ из Грузии. Икона сопровождала его везде и не раз спасала в военных походах: и при переправе через бурный Терек, и от пуль черкесской конницы. А самое главное – образ, согласно воспоминаниям старожилов, будучи уже в храме, очень почитался великим русским Святым Серафимом Саровским.
Особо чтился прихожанами и список, находившийся в городе Кунгуре, Пермского края. Его особенностью было поясное изображение Девы Марии как бы произрастающее из великолепной цветочной гирлянды. Его копия хранится сегодня в Третьяковской галерее.
В иконах 19 века множественность элементов, как правило, исчезает. Мария чаще всего изображается со скромной веткой или даже одним цветком в руке. Не видно на таких образах и пышных гирлянд из цветов, переливающихся богатством красок. Их авторы стараются вернуться к более выразительным образцам средневековья, стараясь сосредоточиться на главном – фигурах и ликах Богоматери и Христа.
Храмы иконы «Неувядаемый цвет»
Нет информации о существовании в России до 1917 года храмов, посвященных этому образу. После прекращения гонений на церковь в нашей стране, в честь него было построено четыре церкви (все они находятся в Москве и Московской области) и две часовни.
С 1998 года такая церковь, впервые начала возводиться в подмосковном поселке Рублево. Храм иконы «Неувядаемый цвет» расположен на берегу реки Москвы, с которого открываются прекрасные виды на ее живописные окрестности. Проект церкви был создан потомком знаменитого рода русских художников – архитектором и музыкантом Николаем Васнецовым.
Нижний храм освящен во имя иконы Божией матери «Неупиваемая чаша». При церкви действуют воскресные школы для детей и взрослых, где можно познакомиться не только с азами православия, но и с символикой храма иконы «Неувядаемый цвет», узнать, о чем молятся этой иконе.
К 2012 году, в лучших традициях русского северного деревянного зодчества, был построен небольшой храм иконы «Неувядаемый цвет» в селе Сумароково, Рузского района.
Празднование иконе происходило в России 3 апреля и 31 декабря по Юлианскому календарю. В настоящее время обычно только 3, или, соответственно, 16 апреля по новому стилю.
В чем помогает икона «Неувядаемый цвет»
Икона пользуется популярностью, прежде всего, у молодых девушек и юношей, так как, по древней традиции, ей молятся о сохранении девической и юношеской чистоты и целомудрия, защите от искушений, которых так много встречается в современном мире. Также перед образом «Неувядаемый цвет» совершается молитва о замужестве или о женитьбе, чтобы Богоматерь послала достойного и порядочного супруга или супругу. Люди более старшего возраста просят перед образом помощи в борьбе с душевными и плотскими страстями. Кроме того он помогает преодолеть невзгоды и непонимание в семейной жизни.
Существует прекрасный акафист иконе «Неувядаемый цвет», восхваляющий Деву Марию в самых возвышенных выражениях. В нем Богородица называется «неисчерпаемым источником любви» и бессмертия.
Также православная гимнография создала тропарь и молитву иконе «Неувядаемый цвет», которые читаются перед образом всеми, кто имеет к Богородице просьбу или хочет прославить ее и поблагодарить за помощь.
Молитва о замужестве иконе Неувядаемый цвет
«О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным!
Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше.
Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша.О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством.Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас.
О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Как правильно молиться иконе
Молитва первая:
«Царице моя преблагая, надежде моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохранишимя и покрыеши во веки веков. Аминь».
Молитва вторая:
«О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Тропарь:
«Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Ею же радости наполняемся и жизнь наследствуем».
Подробнее об иконе