Практически каждая женщина знает о том, что в период менструации нельзя приходить в священное место – это строгое правило передается из поколения в поколение, из уст в уста. Одни строго соблюдает этот запрет, другие же негодуют и высказывают свои возмущения, размышляют, почему сложился такой церковный закон.
Третьи же, не беря это во внимание, посещают храм независимо от состояния своего организма. Так допустимо ли посещение священного места в период менструальных выделений? Откуда пошло это правило и почему? В этом мы и постараемся разобраться.
Можно ли с месячными ходить в церковь, Ветхий Завет
Менструация – это естественное состояние здоровой женщины, которое подчеркивает то, что она способна подарить этому миру ребенка. Почему тогда задаются вопросом «Можно ли идти в храм в период месячных?»?
В Ветхом Завете особое место занимает понятие чистоты при вхождении перед Господом.
В качестве нечистот рассматривались различные виды болезней (проказа, чесотка, язва); разнообразные истечения у людей как женского, так и мужского пола; касания мертвого тела.
Мужчина и его жена созданы Богом с совершенной красотой и отменным здоровьем. Смерть человека свидетельствует о грехе. Господь – это Жизнь, и есть запрет на прикосновения к Нему всего нечистого.
Ветхий Завет это подтверждает. В книге Левит в пятнадцатой главе говорится о том, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».
Среди различных взглядов на этот вопрос можно встретить мнение, что менструация была дана в качестве наказания за большой человеческий грех, который совершили Адам и Ева. В то же время служители церкви ставят за цель ограждение храма и прихожан от различных вещей, напоминающих о том, что человек может быть греховным и является смертным.
Еще одно мнение по этому вопросу заключается в том, что менструальные выделения появляются вследствие того, что тело избавляется от омертвевшей яйцеклетки, так сказать от зародыша, который не созрел. Это является двойным признаком смерти. В то же время в церкви не допускается присутствие смертоносных объектов.
Помимо этого, есть и совсем противоположные взгляды: некоторые считают, что женщина была наказана тяжелым процессом родов, а сами менструальные выделения являются не чем иным, как способностью подарить этому миру еще одного человека.
К сведению, при менструальных кровотечениях был запрет не только на посещение церкви, но и на общение в обычной жизни, также было запрещено прикасаться любому человеку к «нечистой» женщине. То же относилось и к мужу – под запретом были различные действия сексуального характера.
После того, как женщина родит, начинается кровотечение – период очищения длительностью в сорок дней.
Языческие жрицы были отречены от ритуалов – это объяснялось их немощью. Как тогда считалось, кровотечение отнимает магическую силу.
Со временем христианство внесло свои коррективы по этому поводу.
Таким образом, в Ветхом Завете нельзя найти однозначный ответ, почему нельзя в церковь во время месячных.
Что говорит Новый Завет о похода в церковь с месячными
Слова апостола Павла, которые содержатся в Новом Завете, заверяют нас в том, что все, что создано Богом, прекрасно. Те процессы, которыми наделен человеческий организм, вполне естественны. Менструация является важным признаком здорового организма женщины. Она играет значимую роль, что влияет на бессмысленность запрета посещения в этот период церкви. Сторонником этого был и Святой Георгий Двоеслов. По его утверждению, женщина с ее процессами – это воплощение природного замысла, поэтому нет смысла запрещать ей ходить в храм в период менструальных выделений. Главным всегда было и есть душа, духовное состояние.
Менструация уже не относится к нечистотам, она признается процессом, который создал Господь. В свою же очередь, Новый Завет в качестве нечистот называет употребление во время приема пищи продуктов, которые запрещены Торой, что является недопустимым для еврейского народа. К нечистой еде также относится свинина.
Еще один вопрос, с которым столкнулись первые христианки – допустимость причастия в период менструальных выделений. Их поведение зависело от их выбора. Одни, принимая во внимание традиции и каноны, не касались ничего святого, другие же придерживались мнения, что только грех сможет отлучить их от любви Господа.
Также в Новом Завете можно встретить историю о том, как женщина в период менструальных кровотечений прикоснулась к Божьей одежде и оказалась исцелена. Но Господь не стал ее отвергать, а с принятием сказал, что все, что сотворила природа, было дано Богом, а, значит, является естественным.
Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных
Когда появилось новое верование, этот период характеризовался отсутствием четких концепций как в христианстве, так и иудействе. Апостолы уже не обсуждали вопрос ритуальной нечистоты. Некоторые из них (Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин) продолжали веровать в то, что нечистота – это грех. Это касалось и женщин в период менструального кровотечения.
Ориген высказывал свое мнение о нечистоте не только менструальных выделений, но и плотских утех. Им были проигнорированы слова Господа о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело (Мат.19:5). Однако его верования не были подтверждены Новым Заветом.
Святой Климентий в его «Апостольских постановлениях» выступал за то, что менструация не должна влиять ни на что. Рождение ребенка, кровянистые выделения и телесные пороки он признавал за абсолютно естественные вещи. По его мнению, различные запреты были придуманы глупыми людьми.
Святой Григоргий Двоеслов тоже поддерживал эту позицию.
Позже данная тема стала предметом обсуждения на Гангрском Соборе. Как результат, все процессы, которые протекают в организме женщин, были признаны естественными.
В шестом веке к этой позиции присоединился и Григорий Великий, папа Римский. В своем письме к святому Августину Кентерберийскому, которым была поднята тема о менструации, он обозначил, что эти процессы проходят не по вине женщин, поэтому христианки имеют право на совершение различных церковных обрядов. Это учение было актуальным вплоть до семнадцатого века, пока на смену ему вновь не пришел запрет на посещение храма в дни менструальных кровотечений.
Русская церковь раннего периода – что думает о посещении церкви с месячными
Русская православная церковь довольно часто выдвигала строгие правила, которые имели отношение к менструации у женщин или выделениям другого рода. Вопрос о том, можно ли ходить в дни кровотечений в храм, даже не подымался. На это был безапелляционный отрицательный ответ.
Кроме того, как подчеркивал Нифонт Новгородский, церковь принимала статус «оскверненной» в случае, если ребенок начнет рождаться в храме. В этом случае церковь подлежит опечатыванию на три дня, переосвящению и прочтению специальной молитвы, которую можно найти, читая «Вопрошание Кирика».
Люди же, которые в этот момент присутствовали в храме и наблюдали этот процесс, становились нечистыми. Для того, чтобы снять с себя этот статус, необходимо было пройти очищение с помощью молитвы Требника.
В случае, если женщина входила в церковь без менструации, а они начались у нее во время присутствия в священном месте, ей следовало как можно скорее уйти оттуда. Если же она не покинула храм, то ее ожидала полугодовая епитимья.
В нынешнее время очистительные молитвы Требника также можно услышать в храмах в знак того, что появился на свет ребенок.
С месячными в церковь – современное мнение священнослужителей
Только по истечении сорока дней женщина может посещать святое место, если она при этом является полностью «чистой». Она подлежит ритуалу воцерковления или введения.
Это объясняется тем, что женщина, которая родила, устала и ей необходимо отдохнуть, прийти в себя. В чем же тогда причина того, что тяжело больным рекомендованы частые посещения церкви, принятия причастия и очищение Божьей кровью?
Современные церковнослужители уразумевают, что те положения, которые закреплены в Требнике, не полностью отвечают тем, что имеют место быть в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.
Заключение брака, рождение детей и нечистоту достаточно трудно связать вместе.
В 1997 году были внесены изменения по данной тематике. Было решено изменить тексты Требника в тех частях, что имели отношение к святости брака и чистоты верующих женщин, которые родили младенца в союзе, что был освещен церковью.
В тоже время Критская конференция, которая была проведена в 2000 году, рекомендовала при обрядах воцерковления или введения молодой матери благословлять ее, а не говорить о нечистоте.
После этого события в храмы были направлены настоятельные рекомендации о том, чтобы они донесли всем прихожанкам, что они имеют право приходить в храм, быть участницами обрядов исповедования и принятия причастия в любой период своей жизни, даже в период менструальных кровотечений.
Святой Иоанн Златоуст раскритиковал приверженцев канонов, которые утверждали недопустимость нахождения в святом месте в период менструальных выделений.
В то же время Дионисий Александрийский придерживался той позиции, то каноны необходимо соблюдать. Но, тем не менее, время показало, что современные церкви также отступают от многих законов.
Церковь не подлежит управлению канонами, поскольку они написаны для храмовых служений.
Проблематика менструальных кровотечений скрывается за маской благочестия, которое основано на дохристианских учениях.
Современный Патриарх Павел Сербский тоже высказал свое мнение по этому поводу – он против того, чтобы наделять женщину в период менструации статусом «нечистая» или «грешная». На его взгляд, эти процессы организма не лишают христианку возможности проходить обряды исповедования или причащения.
Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».
Если брать во внимание все вышесказанное, то сложно найти однозначный ответ, допустимо ли женщине приходить в церковь в период менструальных выделений. Ответа на этот вопрос нет и в Библии. Решить, что же делать в этот период, поможет священный отец, который придерживается той или другой позиции.
Некоторые служители церкви допускают возможность женщине с менструальными кровотечениями посещать церковь, но ставят запрет на ее прикосновения к иконам и на то, чтобы они ставили свечи. Допустимо только помолиться, а затем нужно покинуть храм.
Также возникают ситуации, когда на первое место выступает желание помочь человеку – к примеру, если женщина, которая тяжело болеет и у нее в это время наблюдается кровотечения, чувствует, что она скоро покинет этот мир и хочет пройти обряд исповедования и причащения. При таком положении вещей священнослужитель позволяет женщине посетить церковь, несмотря на то, что она «нечистая».