Монах Александр Свирский – один из самых почитаемых русских святых, живший в 15-16 вв. Широко известен тем, что при удостоился явления Святой Троицы и затем и Божией Матери, за что получил прозвище “второй Авраам”. Мощи преподобного являются нетленными, через них происходит множество исцелений. В годы богоборческой власти они чуть не были утеряны, но сегодня доступны для поклонения.
Биография праведника
Появился на свет в скромной крестьянской семье, в глухой деревне Мандера Олонецкого края. Родители (Стефан и Васса) многие годы молились о том, чтобы Господь послал им наследника. Долгожданного сына нарекли в честь библейского пророка Амоса. Отрок не показывал больших успехов в обучении – сердце его с малых лет было отдано Богу. Достигнув совершеннолетия, юноша сбежал на Валаамские острова, чтобы присоединиться к тамошней братии.
Через семь лет послушник принял монашество, при этом получив новое имя – Александр. Он удалился на остров, где проводил жизнь в пещере, пребывая в молитвах.
- 1485 г. – подвижник получает благословение игумена и перебирается в Карелию, на озеро возле реки Свирь. Сегодня там находится Александро-Свирский монастырь.
- 1506 г. – поставлен на должность игумена (управляющий монастырем).
- 1508 г. – явление Святой Троицы.
- 1533 г. – день преставления.
- 1545 г. – ученик праведника составил его жизнеописание.
- 1547 г. – на Макарьевском соборе канонизирован в чине преподобных.
Монах четверть века провел в затворе, после чего преподобному Александру Свирскому явилась Святая Троица. Святой увидел трех мужей в сияющих одеждах. Он упал на землю, почитая себя недостойным такого посещения. Господь же повелел Ему воздвигнуть новый храм, благословил на дальнейшие духовные подвиги.
Над местом встречи праведника с Богом теперь находится Часовня Святой Троицы.
Духовное восхождение
Преподобный славился смиренной жизнью. Лишь по настоянию братии он принял сан священника и сделался игуменом. Ходил в рубище, для ночного отдыха не пользовался даже матрасом, засыпая на голом полу. Известен случай, когда эконом попросил его отправить кого-нибудь из монахов за дровами, преподобный отправился сам.
Уже на склоне лет инок решил построить храм во имя Покрова Богородицы. Однажды вечером после акафиста преподобный отдыхал вместе со своим келейником. Вдруг келью озарил свет, явилось видение Пречистой Девы с Младенцем на руках. Она благословила доброе дело, задуманное монахом.
Предчувствуя кончину, праведник наказал своим ученикам связать тело веревкой и оттащить в болото, где и затоптать ногами. Братия, конечно, отказалась. Тогда святой завещал похоронить его около Преображенской церкви.
Нетленные мощи
Святой Александр Свирский скончался 9 сентября 1533 г. Первое обретение его тела состоялось в апреле 1641 г. По указанию царя Михаила Федоровича в то время монахи проводили ремонт старой церкви, расположенной над гробницей святого. Планировалось соорудить новую, из камня. Так и было обнаружено, что тело в нем совершенно не было подвержено тлению. Даже одежды остались целыми. Когда сняли ветхую доску с гроба, то повсюду разнеслось благоухание.
По телу инока было разлито миро, издававшее приятный аромат. Мантия, схима, сандалии – все на праведнике было цело. Само тело также полностью уцелело, кожные покровы сохранили цвет и структуру. Даже мягкие ткани лица, которые первыми поддаются тлению. Температура мощей святого долгие столетия остается такой же, как у живого человека – около 36°С. Останки были торжественно перенесены в храм.
В августе того же года состоялось первое освидетельствование мощей. На него собрались представители духовенства:
- Митрополит Новгородский Афоний;
- Архимандрит Хутынский Евфимий;
- Игумен Вяжский Иосиф.
Иерарх в священном облачении раскрыл грудь и руки усопшего праведника. Из-под капюшона монашеского облачения виднелся край бороды. Ноги лежали как у только что почившего – левая обращена плюсной в сторону, правая – вверх. Все присутствующие убедились в том, что перед ними действительно тело преподобного Александра.
Поскольку святой преставился во сне, лежа на спине, когда его нашли, тело уже окоснело. Поэтому монахи не смогли сложить руки, как положено во время погребения. Левая рука покоится на животе преподобного, кожа на ней сдвинута вверх, как бывает после долгого сна. Эта рука по сей день открыта для прикладывания.
Изъятие святыни
Октябрьская революция 1917 г. положила начало массивной атаки на Церковь, ее служителей и все, что связано с христианской верой. Почитание мощей высмеивалось, новая власть всячески старалась дискредитировать веру.
В декабре 1918 г. в Александро-Свирский монастырь явились представители комиссариата во главе с чекистом А. Вагнером. Тогда и были открыты мощи Александра Свирского во второй раз. Большевики вскрыли раку и составили отчет, в котором мощи назывались “восковой куклой”. На самом деле большевиков поразила сохранность тела.
- 20 декабря мощи были вывезены из обители под конвоем. Их оставили в опечатанной часовне в Лодейном поле. Власти хотели доказать, что на самом деле мощи не являются нетленными, а людей попросту обманывают.
Дальнейшую судьбу святыни проследить по документам невозможно. Но неизвестное “мумифицированное тело” появилось в музее Военно-медицинской академии перед началом Второй Мировой Войны. Благодаря содействию руководства музея, мощи были сокрыты и тем спасены от уничтожения.
Изучение останков
Долгие годы верующие не знали, где находятся мощи их любимого святого. А они были спрятаны сотрудниками ВМА, чем и спасены от уничтожения. В годы советской власти представители официальной науки изучали тело, которое к ним попало волей случая. Осмотр проводили ученые, специалисты в разных областях:
- Антрополог Баниволенский Ю.
- Анатом, кандидат медицинских наук Твардовская М.
- Рентгенолог Борисов Е.
- Профессор Балин В.
Все они считают, что состояние плоти праведника не поддается закономерностям природы. Процессы, которые протекают в тканях святого, резко отличаются от обычных. Монолитные останки не подверглись тлению за сотни лет, сохранность тела и цвет кожных покровов поражают исследователей.
Монахиня Леонида (Сафонова) в миру является кандидатом биологических наук, она принимала активное участие в поисках мощей. Как ученый она тоже не могла не обратить внимание на необычное состояние тела. Прежде всего поражает не только его сохранившаяся прижизненная конфигурация, но и состояние мышечной, соединительной тканей. Это очень хорошо видно по очертаниям лица, состоянию ног и кистей.
- В норме человеческие ткани усыхают и на срезе напоминают спрессованный картон. Связки и сосуды похожи на пучки веревок. Подкожная ткань святого во время изучения оказалась белого цвета, белой и воздушной. Испарившаяся жидкость заменялась воздухом, что позволило органам сохранять прежний вид. Ни одна известная технология бальзамирования не способна дать таких результатов.
Такая степень сохранность уникальна даже если сравнивать нетленные мощи Александра Свирского с останками других православных святых. Для исследования были взяты мощи Иоасафа Белгородского. Ткани его лица рентгенолог Е. Борисов нашел хрупкими и лишенными эластичности, поверхность их является высохшей и шероховатой, цвет тканей бурый. Св. Александра до сих пор легко опознать по внешности. Кожа светлая, янтарно-желтого оттенка, практически лишенная морщин.
Возвращение святыни
Долгие годы советская власть всячески пыталась сокрыть мощи. Злой дух работал через своих приспешников. Но к счастью, нашлись люди, которые предприняли все усилия для того, чтобы отыскать тело святого. Глобальный поиск организовала инокиня Леонида (Сафонова). Получив блестящее образование, несколько десятилетий она изучала биологию человека. Незадолго до зашиты докторской, решила оставить мир и посвятить себя Богу.
Поиски утраченных мощей преподобного Александра Свирского были начаты в 1997 г. Монахине пришлось посетить многие архивы Москвы и Санкт-Петербурга, просмотреть множество документов. Но оказалось, что большинство письменных свидетельств было намеренно уничтожено или утрачено.
Наилучшим местом для сокрытия мощей оказался музей Военно-медицинской академии, где насчитывается несколько тысяч анатомических образцов. Именно там во времена Советской власти проходили изучение останки святого. В 1998 г. они официально были переданы Церкви. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил отрыть мощи для поклонения.
Мироточение
Миром называется драгоценное масло, источающее аромат. Это символ проявления Божьей милости. Истечение от мощей считается признаком их святости. Благовонное масло неоднократно упоминается в Священном Писании, оно служило также для приготовления тела к погребению.
Мироточение происходит необъяснимым образом из икон, гробниц и с тел усопших праведников. Химический состав ароматного масла изучался биохимиками. В нем были обнаружены компоненты, входящие в состав живых организмов – например, животный белок. Масло свидетельствует о том, что плоть святых остается живой, хотя внешне признаков и нет.
Подобное явление неоднократно наблюдалось у останков праведников. Мироточение мощей Александра Свирского началось, когда их открыли во второй раз. Во время молебна присутствующие заметили истечение масла, о чем был написан рапорт митрополиту. Возле раки с мощами приставлен дежурный, который фиксировал интенсивность чудесного явления.
Согласно наблюдениям послушника Александра, особенно сильно миро выделялось во время первых проведенных богослужений. Источаемый аромат был настолько силен, что на него слетелась масса пчел, о чем был заснят сюжет для новостей. Православные употребляют миро для получения исцелений – делать это нужно с благоговением и молитвой.
Святая обитель
Множество паломников каждый год приезжают приложиться к мощам Александра Свирского. Они находятся в мужском монастыре, основанном праведником. Обитель прошла через трудные времена, но сегодня духовная жизнь здесь полностью восстановлена.
В конце 15 в. обитель была основана преподобным Александром посреди дремучего леса, на земле, где издавна проживали язычники. Но праведный образ жизни святого стал прекрасным примером для окружающих. Очень быстро у него появились последователи, монастырь приобрел известность.
По сей день здесь имеются два комплекса – один возле братских келий (Троицкий), другой – недалеко от кладбища (Преображенский). Монастырь расположен в очень живописном месте, на берегу озера. Большая часть зданий хорошо сохранилась, но большинство из них требуют ремонта. В 19 в. Свирскую обитель именовали Северной Лаврой, в подчинении находились 27 монастырей. Имелась библиотека, в которой хранились древние рукописи, печатные издания.
После Октябрьской революции монастырь подвергся разорению. Мощи изъяли, расстреляли монахов и архимандрита Евгения. На территории обители располагались то тюрьма, то казарма, то психиатрическая лечебница. Восстановление церковной жизни началось в 1997 г. Сегодня здесь находятся многие святыни:
- Нетленные мощи Александра Свирского.
- Место явления Божией Матери.
- Место явления Святой Троицы.
- Место молитвенных подвигов прп. Александра.
- Святые источники.
Особо упомянуть стоит Копию Туринской плащаницы – это погребальные пелены Господа, в которых было похоронено тело Спасителя. Считается, что след на плащанице остался в момент чудесного воскресения Иисуса Христа. Оригинал хранится в Ватикане и был открыт для поклонения верующих лишь несколько раз. Одна из копий, сделанных с помощью высоких технологий, доставлена в Свирский монастырь в 2006 г. После освящения копия Плащаницы обильно замироточила.
Как добраться к мощам Александра Свирского
Расположена обитель, где находятся мощи Александра Свирского, по адресу:
- 187729, Ленинградская область, Лодейнопольский район, дер. Старая Слобода.
Доехать можно разными способами:
- Электричкой или поездом до Лодейного Поля, откуда местный рейсовый автобус довезет до деревни.
- На автомобиле до 249 км. Мурманского шоссе, монастырь находится в 5 км. от трассы.
- С автовокзала в г. Санкт-Петербурге на автобусе до развилки “Свирское”, оттуда пешком или на попутке.
Паломников в монастырь пускают ежедневно, до 20.00. При обители имеется гостиница.