Большинство людей главным христианским праздником считает Рождество, но на самом деле это Пасха. О сути великого дня символически повествуется на иконе “Воскресение Христово”. Главная доктрина христиан изображается в виде фресок и росписей с давних времен. Православная иконопись, после столетий развития, переняла основные моменты у византийской школы. Есть еще и западные версии изображений главного события человеческой истории, но все они повествуют об одном.
Почему в православии мало икон Воскресения?
Может показаться странным что в период самого светлого Праздника в центр храма выносятся непонятные по композиции, внешне непохожие друг на друга иконы. Здесь требуется очень глубокое понимание темы Воскресения. На самом деле православные иконы улавливают и передают самую суть.
Дать краткое описание иконы “Воскресение Христово” не получится. Хотя бы потому, что на сегодня существует 2 традиционных типа таких изображений.
- Сошествие во ад.
- Воскресение с праздниками.
В обоих случаях композиция образа достаточно сложная. Как ни парадоксально, в ней много персонажей. Хотя воскрес лишь один Богочеловек, это задело каждого из тех, кто знал Его тогда и всех, кто живет на земле. Недаром даже наше летоисчисление начинается с Рождества Христова. А как называется последний день недели? Действительно, напоминания о том воскресном дне сопровождают людей всю жизнь.
В первые века христианства иконография испытывала некоторые сложности: ведь в Евангелиях описания самого момента воскресения не содержится. Но символические изображения встречаются с древних времен – сначала художники рисовали на росписях Иону в брюхе огромного кита.
Старинные иконы Воскресения Христова изображали евангельские события по-разному. Например, возле гробницы стоят 2 воина, один из которых спит. Либо ангел являлся женщинам, или уже воскресший Христос предстает перед Марией Магдалиной. Однако подобные сюжеты не отражали полноту богословского смысла Пасхи. Поэтому появляется тип “Сошествие во ад”, который сегодня часто встречается на иконах “Воскресения Христова”. Основные моменты композиции:
- Христос держит за руки первых людей (они символизируют всех, кто пребывал в аду до этого момента) – Адам и Ева готовятся покинуть юдоль скорби.
- Сын Божий в поисках человека опускается в самую нижнюю точку мироздания, откуда возможен только один путь – наверх, в Небо.
- Под ногами Спасителя – сломленные адские врата.
На Христе – одежды белого (иногда – красного) цвета, это Господский цвет и в Церкви. Белое облачение положено на все праздники, связанные с Христом – кроме Пасхи. Адам и Ева протягивают к Нему руки, как к самому долгожданному гостю. Сбоку изображаются обычно ветхозаветные праведники. Иногда внизу рисуют поверженных демонов. На заднем плане видны горы, также чернеется адская пропасть.
Первые изображения этого типа встречаются с 10 в. – например, на Афоне. Считается, что основой сюжета стало апокрифическое “Евангелие от Никодима”. Его текст был известен на Руси в переводе свт. Макария. Однако многочисленные отсылки к сошествию в ад имеются в пророческих книгах, в Псалтири, у апостола Павла.
Иные пасхальные сюжеты
Существует другой вид иконы Воскресения Христова: Спаситель изображен вышедшим из гроба. За спиной у него виден отверстый вход в пещеру (евреи там погребали умерших). У ног Христа сидят два ангела, почтительно склонившие головы, руки – в молитвенных жестах. Иногда в композицию включаются поверженные ужасом стражники, в стороне изображаются мироносицы, которых осеняет ночная тень. Правая рука Христа указывает на небо, в левой он держит хоругвь.
Хотя данный сюжет пленяет своей очевидностью, простотой для понимания, внимательный зритель найдет здесь некоторые противоречия.
- Вряд ли римские солдаты могли спать – служба в армии была привилегией, а не всеобщей повинностью; суровая дисциплина карала смертью подобное поведение во время выполнения долга.
- Ангелы находились внутри гроба.
- Чтобы выйти из пещеры, Христу не пришлось отваливать камень, поскольку его небесная природа уже проявилась полностью.
Несмотря на эти недочеты, образ имеет хождение среди верующих. В целом он вполне адекватно отражает чувство радости, которое испытывает человек, слыша пасхальное приветствие.
Прекрасно соотносится с евангельскими повествованиями сюжет встречи воскресшего Христа с Марией Магдалиной. Основным моментом здесь является запрет Христа прикасаться к себе, на что указывает его отстраненная поза и рука, воздетая в предупреждающем жесте. Эта сцена отражена и в религиозной живописи.
Более соответствует восточной традиции икона Воскресения Христова с праздниками. В центре изображается либо упрощенная композиция в западном стиле (Спаситель в окружении ангелов), либо сложный сюжет, повествующий о сошествии во ад, вознесении. Иногда это сюжет из Апокалипсиса, который как бы завершает мировую историю. Вокруг центральной композиции располагаются клейма (более маленькие по размеру иконы).
Содержание каждого клейма является самостоятельной иконой, количество бывает разным, часто их 12 – по числу главных церковных праздников. Но изображения на клеймах необязательно соответствуют двунадесятым праздникам. Тут может быть предательство Иуды, уверение Фомы, тайная вечеря, явление Христа ученикам и т.д. Выбрать подобную икону можно исходя их личных предпочтений.
Смысл праздника – смысл всей христианской жизни
Каждая икона отображает суть определенного праздника, либо напоминает о подвиге некоего святого. Значение иконы Воскресения Христова – показать не только сам факт того, что Христос победил смерть. Для каждого настоящего верующего он не подлежит сомнению. Нет, образ вовсе не пытается убедить тех, кто скептически настроен. Здесь событие уже состоялось. Воскресший сын плотника представлен не только как искупитель первородного греха, но и Тот, Кто Сам воскрешает.
Надо ли говорить о том, что Пасха – центральное событие не только христианства, но и каждой конкретной человеческой судьбы? Смог бы спокойно жить человек, зная, что лучший друг умер за него? А ведь здесь речь не просто о человеке – о Боге, который спустился с небес, чтобы дать вечную жизнь всем без исключения.
Почему не изображался сам момент Воскресения? Святые отцы считали таинство это столь великим, что изображение могло лишь умалить его. Иконопись должна была не только показать восставшего Христа, но и связать это событие со спасением рода человеческого, в чем заключается главная задача этого вида искусства.
Святые находились в аду, поскольку путь на небо был закрыт. Грех разорвал связь Бога и его творения, для этого и приходил Христос – восстановить утраченную гармонию Небесного Отца и Его блудных детей.
Известные храмы во имя Воскресения Христова
Домашняя молитва является важной частью духовной жизни, но человек нуждается в живом общении с теми, кто имеет такое же упование, что и он сам. Посещение храма дает возможность участвовать в общей церковной молитве, приобщиться к святыням, имеющим культурную и духовную ценность.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках знаменит редкой коллекцией икон, которые передавались сюда из других общин во времена гонений. Самой известной является Иверская – чудотворная копия афонского образа. Богатый оклад изготовлен на пожертвования благодарных прихожан, получивших ответ на свои молитвы. В небольшом ковчеге, расположенном на иконе, содержится часть покрывала с Гроба Господня.
Церковь была построена в начале 19 в. Возведение сопровождалось интересной историей. Один купец хотел пожертвовать средства на храм. Во сне он увидел апостолов Павла и Петра, которые указали ему, куда отнести деньги. На следующий день мужчина явился к настоятелю Воскресенского храма. Ему как раз были необходимы средства для расчета с рабочими.
- Особой красотой отличаются дубовые киоты, выполненные в византийском стиле.
- Необычна ориентация алтаря храма – она направлена на юг, ко Гробу Господню.
- Во время строительства храма ощущалась постоянная нехватка средств. Однажды настоятель приютил пожилого странника, который наутро оставил в келье значительную сумму. С тех пор свт. Николай – один из самых почитаемых храмовых святых.
Главной святыней всего христианского мира является Храм Гроба Господня. Возведен он над теми местами, где совершались все важнейшие события Страстной Недели. Это был самый первый христианский храм в истории, построенный императором Константином. До того, как он принял новую веру, последователи Христа повсеместно подвергались гонениям, пыткам и смерти. В некоторых странах такое происходит по сей день.
Как молиться у иконы Воскресения
Центральное событие служения Христа достойно особого молитвенного почитания со стороны верующих. Каждый, кто хоть раз был на службе, помнит воскресную песнь “Воскресение Христово видевше…” Весьма уместно будет пропеть ее дома.
Икона “Воскресение Христово” помогает вспомнить о главной цели жизни человека – он должен уподобиться Христу во всем. Открыть Ему свое сердце, принять те изменения, которые неизбежны для того, чтобы душа преобразилась. А вслед за ней изменится и жизнь. Она может быть радостной вне зависимости от уровня достатка. Для этого необходимо наполнить сердце любовью. Путь же для этого один – через молитву. Прежде всего – она должна быть постоянной.
Основными молитвами каждого христианина являются “Отче наш”, Символ веры, молитва Святому Духу. Регулярно надо обращаться к Псалтири, где царь Давид собрал песни на все случаи жизни. Все их можно читать перед образом Христа, ведь через Него нам открывается и вся Святая Троица. Господь в Священном Писании обещал исполнять любые просьбы человека, которые будут звучать во имя Иисуса.
Не стоит пытаться злоупотреблять этим обещанием, пытаясь получить все земные блага. Господь не глуп, он установил законы жизни для того, чтобы люди пользовались ими другим во благо, а не во вред. Просить можно о духовных дарах, помощи в работе, в сложных ситуациях, о здоровье близких, воспитании детей.
Молитва перед иконой «Воскресе ние Христово»
Воскресная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Молитва Святой Пасхе:
О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.